«Козьмодемьянские ковши, братина, плошка и веко»
Среди произведений русского народного искусства деревянная посуда занимает особое место.
Выбирая в лесу подходящее для поделки дерево, русский крестьянин выступал в роли творца и художника, угадывал в изгибах ствола и корня очертания будущего ковша, черпака, братины. Процесс изготовления деревянной посуды был изначально процессом творчества: мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию не только практичной, но и красивой, изящной вещи.
Козьмодемьянские ковши
Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.
Эти ковши благодаря плоскому дну можно было не только вешать на борт скобкаря или большого ковша, но и ставить на стол или лавку.
Братина
Есть также предположение, что слово «братина» появилось во времена братских застолий, когда на пир собирались преимущественно кровные родственники.
Этот сосуд, занимал почетное место на пиру – посередине стола.
Братина – образец русского мастерства, отличался устойчивостью и прочностью. На Руси использовались в быту братины двух видов. Первые – округлые с одной или двумя ручками, низким поддоном и иногда с коническими крышками, похожими на главки московских храмов. На венце такого сосуда обычно была надпись, указывающая на владельца, либо поучение, например: «Господа, гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».
Другой вид этих сосудов сродни ковшу. Делались они в форме ладьи с головой коня, реже водоплавающей птицы.
Действительно, существовали определенные обрядовые правила пользования братиной. Открывающий пир пускал братину по кругу по часовой стрелке (по ходу Солнца). Пригубивший братину обязательно должен был молвить слово, исходящее от сердца. Передавали с небольшим поклоном, держа сосуд за обе ручки. Получивший братину от сородича тоже кланялся, а перед тем, как пригубить выплескивал немного содержимого на землю, тем самым закрепляя связь между Землей и Небом.
Обряды, связанные с братиной, несли глубокий духовный смысл. В те времена люди из разных сел и городов собирались на совместные пиры, игрища, считая себя братьями из большой общей русской семьи. Мудрость была в этих традициях, которые помогали людям жить в единстве.
Устойчивость и прочность братины была своеобразным символом крепости дружеских отношений. Обряд круговой чаши убеждал в добрых намерениях и считался знаком доверия. На таком пиру забывались обиды, ведь вместе с братиной, как утверждали наши предки, передается другому часть Сердца.
Плошка и веко
Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи.
Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.